Материя                                                                   

 

   Материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им (Ленин В. И., т. 18, с. 131).

   

     М. охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. М. не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных различных объектов и систем. 

    М. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве

 в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, 

  способна к неугасающему саморазвитию, к-рое на определенных этапах, при наличии благоприятных условий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ.

 

   Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего м. субстанциальность, всеобщность и абсолютность характеризует материальное единство мира.

  

   В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием М., ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. 

 

  Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-рых в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, «абсолютная идея», дух, энергия (энергетизм) и т. п. М. нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, напр, к веществу или атомам, т. к. существуют невещественные виды М. - электромагнитные и гравитационные поля, нейтрино различных типов, обладающие весьма сложной структурой. 

 

  М. неисчерпаема, и ее познание потенциально не ограничено. Вместе с тем М. всегда обладает упорядоченной системной организацией и неотделима от различных свойств и форм движения.

 

   Ст. зр. современной науки основные формы М. - это:

 

  1) системы неживой природы (элементарные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков); 

 

  2) биологические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека); 

 

  3) социально организованные системы (человек, об-во). Но М. не сводится только к этим формам, так как в бесконечном мире существуют и качественно иные виды М. как объективной реальности, напр, кварки или другие возможные микрообъекты в структуре «элементарных» частиц.

 

     Философское понимание М. как объективной реальности конкретизируется естественнонаучными теориями о строении и законах движения М., раскрывающими структуру объективной реальности. Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. о конкретными физическими или химическими представлениями о М., т. к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов м. 

 

  Точно так же ошибочно отождествлять М. с к.-л. ее конкретным свойством, напр, с массой, энергией, пространством и т. п.,   т. к.   М. обладает неисчерпаемым многообразием различных свойств.

 

   Понятие м. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического материализма, в его учении о ее всеобщих свойствах и законах развития (Формы движения материи, Бесконечное и конечное. Вселенная, Субстанция, Единство и многообразие мира).

Сайт управляется системой uCoz