на главную                          

          

энтропия

Энтропия (греч.  поворот, превращение) - одно из осн. понятий классической физики, введено в науку Р. Клаузиусом.

 

С макроскопической т. зр. Энтропия выражает способность энергии к превращениям:

 чем больше Энтропия ЗАМКНУТОЙ системы, при необратимых процессах, 

 

  тем меньше заключенная в ней энергия способна к превращениям.

 

 С помощью понятия Э. формулируется один из осн. физических законов - закон возрастания Э., или второе начало термодинамики, определяющее направление энергетических превращений: в замкнутой системе Энтропия не может убывать.

 

Достижение максимума Энтропии  в закрытых системах, при необратимых процессах  характеризует наступление равновесного состояния, в к-ром уже невозможны дальнейшие энергетические превращения -

 

  вся энергия превратилась в теплоту и наступило состояние теплового равновесия.

 

 Уже творцы второго начала - Клаузиус и В. Томсон - применили его к миру в целом,

  придя к ошибочному выводу о неизбежности т. наз. тепловой смерти вселенной.

 

Последующее развитие физики углубило содержание понятия Энтропии., раскрыв его статистическую природу. С т. зр. статистической физики Э. выражает вероятность состояния системы и возрастание Э. означает переход системы от менее вероятных состояний к более вероятным,т.е. вероятность состояния закрытой ситемы стремится со временем- к 1,0 и результат состояния системы будет всегда один и тот же.

 

 Следовательно, второе начало термо­динамики предсказывает все более однородное будущее (прогноз с чисто человеческой точки зрения весьма пессимистический).  

 

                                         Но! -

 

Возрастание Энтропии не носит абсолютного характера, а выражает лишь наиболее вероятное течение процессов.

 

 Для образований, включающих в себя бесконечно большое число частиц (вселенная, мир в целом), утрачивает смысл и само понятие наиболее вероятного состояния (все состояния в бесконечно большом образовании оказываются равновероятными).

 

Учет роли тяготения приводит космологию к выводу, что Энтропия Вселенной возрастает, не стремясь ни к какому максимуму (состоянию теплового равновесия).

 

 Совр. наука показывает, т. обр., полную беспочвенность выводов о якобы неизбежном наступлении теплового равновесия и тепловой смерти мира.

                                                                             
 

  

 Как энтропия системы выражает степень ее неупорядоченности, так информация дает меру ее организации.

 

 Информация представляет собой меру организации системы.

 

 Математическое выражение для информации тождественно выражению для энтропии, взятой с обратным знаком.

 

 

 

 

------------------------------------------

И.Пригожин  "Порядок из Хаоса "

 

 

5. Больцман и стрела времени

    

        

   Как мы уже упоминали, Больцман сначала полагал, будто ему удалось доказать, что стрела времени определяется эволюцией динамических систем от менее вероятных состояний к более вероятным или от состояний с меньшим числом комплексов к состояниям с большим числом комплексов (число комплексов монотонно возрастает со временем).

 

 Обсуждали мы и возражения Пуанкаре и Цермело. Пуанкаре доказал, что всякая замкнутая динамическая система со временем возвращается в сколь угодно малую окрестность своего исходного состояния.

 

  Иначе говоря, все состояния динамической системы так или иначе повторимы. 

   Могла ли в таком случае стрела времени быть связана с возрастанием энтропии? 

 После мучительных размышлений Больцман изменил свою позицию. 

 

   Он оставил попытки доказать существование объективной стрелы времени и выдвинул новую идею, которая в известном смысле сводила закон возрастания энтропии к тавтологии.

 

  Больцман считал теперь, что стрела времени — не более чем соглашение, вводимое нами (или, быть может, всеми живыми существами) в мир, в котором не существует объективного различия между прошлым и будущим.  

        

321   

        

Вот что писал, например, Больцман в ответ на критику Цермело:   

        

«Имеется выбор между двумя представлениями.

  Можно предположить, что вся Вселенная сейчас находится в некотором весьма невероятном состоянии.

  Но можно мыслить зоны — промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, — такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования Вселенной, как расстояние от Земли до Сириуса ничтожно по сравнению с ее размерами.

        

  Тогда во всей Вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т. е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки порядка масштаба нашей звездной системы (мы будем называть их отдельными мирами), ко­торые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняют­ся от теплового равновесия, а именно: среди этих миров одинаково часто встречаются состояния, вероятности которых возрастают и уменьшаются.

 

  Таким образом, для Вселенной в целом два направления времени являются неразличимыми, так как в пространстве нет верха и низа.

 

  Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной поверхности называем «низом» направление к центру Земли, так и живое существо, которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состояниям, по другому, чем противоположное 

 

(первое — как направленное к «прошлому», к началу

 

 последнее — к «будущему», к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать «начало» для этих малых областей, выделенных из Вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии.

        

Этот метод представляется мне единственным, с помощью которого можно осмыслить второе начало, теп­ловую смерть каждого отдельного мира без того, чтобы предполагать одностороннее изменение всей Вселенной от некоторого определенного начального состояния по направлению к некоторому итоговому конечному состоянию».  

        

   

Комментируя Больцмана, Поппер заметил следующее:        

        

«Идея Больцмана поражает своей смелостью и красотой. Вместе с тем она заведомо неприемлема, по крайней мере для реалиста. Она объявляет одностороннее изменение иллюзией.

 

    В таком случае трагическую гибель Хиросимы также следует считать иллюзией.

    Но тогда и весь наш мир становится иллюзией вместе со всеми нашими попытками узнать о нем нечто новое.

    Тем самым идея Больцмана (как и любой идеализм) обрекает себя на поражение. 

  

   Идеалистическая гипотеза Больцмана имеет характер ad hoc гипотезы и противоречит его собственной реалистической и не без страстности отстаиваемой антиидеалистической философии и неутолимой жажде знания».

        

  Мы полностью согласны с комментариями Поппера и считаем, что настало время опять вернуться к задаче, которую некогда ставил перед собой Больцман.

 

____________________________________      

        



Сайт управляется системой uCoz